Да, уже некоторое время это его фамилия в паспорте. Лидер группы «Без билета» Виталий Артист не раз отвечал на этот вопрос. Мы же решили спросить, почему он распускает группу перед празднованием 20-летия, которое пройдет 28 декабря в «Минск-арене». Про переезд в США и новую жену, психоделичность, собственный мир и повод для возвращения «Без билета» – в новом интервью.

Про прощальный концерт и энергетику «арены»
— Как подготовка к концерту?
— Как и в прошлый раз, мы много волнуемся, потому что снова делаем «арену» на коленке. Мы выскочки, за нами не стоят большие промоутерские фирмы. Еще больше волнения от встречи с публикой. Хотим, чтобы люди получили то, о чем cфантазировали, когда приобрели билет.
Мы специально собираем расширенный состав музыкантов, чтобы исполнить композиции, которые не играли 10 лет. Например, альбом «Кино», которому я собираюсь посвятить первое отделение. Это один из знаковых релизов, после которого популярность «Без билета» подросла.
«Чем больше людей, тем проще управлять энергетикой»
— «Минск-арена» в 2015 году – самая крупная площадка, на которой выступали «Без билета»?
— Это было максимально большое сольное выступление. Хотя мы собрали только половину «арены», потому что вся площадка – это пятнадцать тысяч. Но и это замечательно, ведь группа «Без билета», которая не является голосом поколения, а только детской мечтой, настолько востребована.

— Для тебя есть разница, когда это маленький клуб и когда это «арена»?
— В маленьком клубе работать сложнее. Чем больше людей, тем проще управлять энергетикой: она складывается в один контейнер. Когда публики немного, человеку более проблемно раскрепощаться.
— Кажется, что с вашими песнями это не проблема.
— Мы так видим наши концерты. Хотим, чтобы человек почувствовал себя в полете.
— Вышел пока что последний альбом «Без билета» с названием «Легенда». Правильно понимаю, что в этот раз больше работали с компьютером при записи?
— Компы, синтезаторы – то, что мне интересно уже достаточно давно. Мы называем это «ретро-футуризм» – такая винтажная синтезаторная музыка с примесью космичности.
Про роспуск группы, развод и переезд
— Некоторое время назад стало известно, что ты развелся и что ты распустил группу. Сейчас – прощальный концерт. Все это звенья одной цепи?
— Это стремление меня, как художника, выйти из привычной зоны комфорта и снова почувствовать себя новичком. На первый взгляд, логики в моих действиях не так много. Зачем закрывать группу, если она дает великолепные концерты, делает отличные релизы, нравится людям и востребована?
Но смотря на несколько шагов вперед, вижу в этом оздоровительный процесс, который приведет к интересным новым событиям. А пока «Без билета» не будет давать концерты, можно продолжать слушать альбомы!
— А то, что ты развелся?
— Касательно моей личной жизни – в итоге я решился на этот шаг. Такой парень: долго думаю, а потом раз – и делаю!

— Тебя что-то подтолкнуло к этим решениям или ты однажды проснулся и решил все поменять?
— Несмотря на то, что я импульсивный, и развод, и закрытие «Без билета» – обдуманные решения. При этом я не хочу распускать ребят, а планирую дальше с ними работать.
— Правда, что ты выиграл грин-карту и собираешься уехать в США?
— Да. Мне, конечно, лень туда ехать, но может быть съезжу на пару годиков пожить.
— Что ты хочешь там найти?
— У меня есть пару дел: хочу сгонять на фестиваль Burning Man, прикупить пару чемоданов шмоток на скидках. Но что делать с этой грин-картой дальше, пока не знаю. Передарил бы, если бы можно было (улыбается).
— То есть, поедешь без особого плана?
— Очень хочу поработать в такси. Думаю, грин-карта – хороший шанс сделать это в Нью-Йорке. Меня ж там никто не знает – песни «Без билета» из машин пока не доносятся. Но в такси возьмут, потому что у меня большой водительский стаж.
— Планируешь возвращаться в Беларусь потом?
— Ладно, раскрою карты. Дело в том, что я развелся, потому что моя новая будущая жена – американка. Свадьба пройдет в феврале на тайском острове Самуи, съедутся мои друзья, ее родственники. Девушку зовут Анжела. У нее четырехкомнатные апартаменты на Манхэттене. Недалеко по соседству живет Мадонна.
Примечание ИЛ: Мы не уверены, что это правда, но желаем счастья молодым.

[1] Правда ли, что группа названа в честь бывшего солиста группы?
— Не солиста, это был барабанщик. У него была фамилия Билет. Женя живет в Америке лет пятнадцать, работает юристом. Он был весьма скандальный тип. Когда мы его выгнали, в качестве шутки решили, что раньше группа была с Билетом, а сейчас будет без Билета.

[2] Правда ли, что тебя дважды отчисляли из одного университета?
— Да. Но я закончил его – пришлось на год больше учиться. Это был университет культуры, кафедра хорового дирижирования.
— Почему в армию не забрали?
— Я проспал (смеется). Не пришел на сборы, и как-то так. Считаю, что армия может сделать из пацана человека и многим дает школу жизни. В моем случае армии повезло, потому что я мог такую дестабилизацию обстановки навести! В это время я трудился на креативной почве создания песен, чем пригодился стране и планете.
[3] Правда ли, что тексты песен группы «Без билета» писала твоя жена?
— Она действительно отличный поэт. Для многих песен лирику писала Татьяна, некоторые – мы вместе, некоторые писал я.
[4] Правда, что Кристофер Нолан – твой любимый режиссер?
— Да, вполне. Обожаю научно-популярную фантастику. Фильм «Начало» – один из моих фаворитов. Очень люблю кино, периодически работаю там в качестве композитора.
— Какой твой любимый фильм?
— В тройке – «Начало», «Пес-призрак: Путь самурая» и советский сериал «Гостья из будущего».

[5] Правда ли, что изначально «Без билета» пели на белорусском?
— Да, это так. Я учился на народных спевах, и первое, в чем хотел реализоваться, это играть белорусские песни в подаче рок-группы. В первом альбоме «Без билета» «На неба» все мои эксперименты и запечатлены.
— Почему перестали?
— Фокус интереса сместился. Мы написали хитяру «Мая краіна Беларусь» – наверное, самая лаконичная песня в Северном полушарии, ни одного лишнего слова. Некоторые считают, что это народная песня, которой 200-300 лет, а она написана где-то в 2000-м. Помню, мы бомжевали в Италии, нам нужны были деньги на вино и сыр, и мы тренькали песни на гитарах. Тогда и сочинили песню, потому что скучали и любили свой дом.
Про наркоманию и алкоголизм
— Ты иногда говоришь, что существуешь в двух мирах: с нами и где-то еще. Можешь пояснить, что это означает?
— Больше скажу: я существую не между мирами, а в своем придуманном мире. Иногда приходится из него выходить – например, сейчас с вами.
— Что за мир?
— Который я придумал себе: фантазийный мир со своими новостями, ценностями, где я могу делать и сочинять, что хочу. Мой образ жизни вырван из происходящего. Иногда у меня бывают с этим проблемы: люди частенько полагают, что я пьян или принял определенные препараты. Есть такое устойчивое мнение, что я либо алкоголик, либо наркоман.
— Небезосновательное?
— Безусловно, что-то я пробовал, как любые другие подростки. Но этот образ не совпадает с моим образом жизни: я заморачиваюсь физрой, потому что понимаю, что для концертов и частых поездок нужно здоровье. На концертах я трезвый. И признаюсь – данное впечатление отчасти мне льстит.
«Если говорят, что я пьяный, значит все окей»
На прошлой неделе меня не пропустили на радио. Было 9 утра, на проходной спросили, зачем я пришел. Я ответил: «А зачем к вам на радио приходят гости? Выпить-покурить, конечно». В итоге решили, что в 9 утра я пьян, и попросили удалиться в сторону дома (улыбается).
— Тебе это мешает?
— Иногда от этого устаю, когда уже слишком переходит границы. В целом – использую это как калибровку творческого состояния: если говорят, что пьяный, значит все окей.

— В темном переулке не предъявляли за это?
— Сейчас такого нет, хотя когда-то бывало.
— Еще ты иногда называешь себя воином.
— Я называю себя охотником. В моих инстинктах заложено добывать дичь и место под солнцем. На концерты хожу как на охоту – это сублимация моего мужского начала в современном мире с профессией артист.
— За кем или за чем охотишься?
— За магией, энергией, песней, за смыслами. Для себя, своих близких и группы.
Про юбилей группы и белорусскую музыку
— Двадцать лет «Без билета» – это эпоха или щелчок?
— Для меня – звук хлопка одной ладони (метафора из буддизма). В хорошей компании время быстро пролетело. Столько планов – а тут оказывается, двадцать лет (смеется).
— Есть критерии успеха? Какие-то планки, которые группа брала?
— Критерии и планки периодически обновлялись. Единственное, что не менялось эти двадцать лет, – то, что я имел желание и мотивацию создавать песни со смыслом, которые могут вызывать эмоции. Занимался и занимаюсь этим дальше. Хотя каждый раз не знаю, как это делается. Потом сажусь за следующую и снова не знаю.

— Ради чего «Без билета» могли бы вернуться?
— Сейчас этот вопрос неактуален, потому что таких мыслей нет. Мы же еще не закрылись (улыбается). Может, ради любви. Если будет совсем плохо, вернемся и спасем своей музыкой.
— Как думаешь, что будет с белорусской музыкой без группы «Без билета»?
— Не знаю. Я же смотрю изнутри. Возможно, на время станет чуточку сиротливее. Но наши песни мы оставляем слушателям. Восемь альбомов и масса сборников – можно раскапывать годами.
— Как тебе кажется, в Беларуси все будет хорошо?
— Во многих смыслах в Беларуси классно. Несмотря на то, что часто людям не хватает денег и возможностей в данный момент, здесь можно быть счастливым и добиваться успеха. Если вы хотите самореализоваться, в большинстве ситуаций вам никто не станет мешать.
Все познается в сравнении. Есть много мест на планете, где жить много труднее, чем в Беларуси. Все зависит от людей, от их мыслей, а после – от их действий. Мне нравятся люди, которые живут в Беларуси, а соответственно, нравится и Беларусь. Могут ли они стать лучше? Могут. Есть, куда расти.

— Вилейка / Белая Церковь?
— Белая Церковь.
— Вино / пиво?
— Вино.
— Горная вершина / морское побережье?
— Побережье.
— Radiohead / Coldplay?
— Radiohead.
— ЛСП / Макс Корж?
— Корж.
— Беларуская мова / русский язык?
— Мова.
— Где твое место силы?
— В джунглях.
— О чем ты жалеешь?
— У меня нет жалости.
— Ты можешь назвать себя эгоистом?
— Да.
— А счастливым человеком?
— Да.
— Посоветуй книгу почитать.
— «Эмоциональный интеллект».
— Закончи фразу: «В Беларуси не хватает..»
— Солнца.
— Если бы была возможность встретиться с историческим персонажем, кто бы это был?
— Рагнар Лодброк. Это один из норвежских викингов.

— Виталий Артист через 5 лет: что бы ты хотел, чтобы у него изменилось?
— Полагаю, я лечу в гармоничном направлении. Конечно, хотел бы получше выучить английский, прочитать хотя бы 50 книжек, выучить стихов наизусть. Хочу не растерять свои таланты, а сделать их еще более искрящимися.
— Виталий Артист через 35 лет: каким бы ты хотел видеть этого человека?
— Думаю, через 35 лет мне надоест мотаться по свету, и я стану мастером профиля Ханса Циммера. У меня будет студия где-то в лесу, а возможно в Белой Церкви, много перстней, индейские амулеты – и я буду писать музыку для кино.




